Студенты ПСТ! Предлагаем принять участие в областном проекте
«ТЫ написал воспоминания о войне для потомков?», «ТЫ записал воспоминании о войне своих родственников?»
Цель акции: сохранить для потомков (прежде всего для внуков и правнуков) память о героических и трагических событиях прошедшей войны в печатном виде или в аудиовидеозаписи.
Дети войны — последние живые участники и свидетели тех далеких событий. Они несут в себе бесценную информацию о пережитом. Редкие встречи с ними школьников отличаются особой атмосферой доверия. Ведь в детской памяти запечатлеваются порой невероятные детали, которые проходят стороной у взрослых. Роль детей войны в патриотическом воспитании подрастающего поколения бесценна. И эта роль впредь будет возрастать еще больше по мере ухода из жизни людей старшего поколения, фронтовиков и тружеников тыла. Общение молодежи с детьми войны — это эстафета генетической памяти поколений: «Дети войны — детям мира».
Воспитание любви к Родине начинается в семье. Родители, родственники, родина — однокоренные слова. Знание своих корней, своих родственников, участников исторических событий, происходивших в нашей стране — важнейший элемент патриотического воспитания подрастающего поколения. Ведь то, что стало автобиографическим фактом, остается навсегда в долговременной памяти, придает сильную эмоциональную окраску тому, что ребенок узнает из учебников, прочитанных книг и фильмов. Эти факты осмысливаются потом по мере взросления и накопления новых сведений о далеких событиях.
Поставленные вопросы — это подсказки. Они могут быть изменены. Ответы на них могут быть как короткими, так и в виде обширных повествований. Это может быть воспроизведение рассказов ушедших из жизни родственников и знакомых, переживших войну.
- Где жила Ваша семья, когда началась война.
- Состав семьи и род занятий членов семьи.
- Как узнали, что началась война. Как было воспринято Вами, членами семьи, знакомыми сообщение о нападении Германии на нашу страну.
- Как провожали на фронт близких родственников, соседей, знакомых.
- Какие вести приходили с фронта. Письма-треугольники со штампами «Полевая почта» и «Проверено военной цензурой», «похоронки». В каких сражениях принимал участие ваш родственник, его боевой путь.
- Жизнь в тылу. В каких условиях учились: занятия в три смены, так как в школах размещались госпитали; холод (замерзали чернила в «невыливашках»); дефицит учебников и бумаги (писали на обоях или обороте старых квитанций); работа школьников на колхозных полях, дежурства в госпиталях. Характерные черты военного быта: как питались (продуктовые карточки и их «отоваривание», ночных очередях с номерами химическим карандашом на ладони или мелом на спине); сбор колосков и «тошнотиков», лебеды и щавеля; одежда и обувь от старших сестер и братьев; походы из города в села для обмена вещей на продукты и др.
- Жизнь на оккупированной врагом территории. Первая встреча с оккупантами. Как прятали от немцев молодежь, скот, продовольствие. Как выживали в местах, где активно действовали партизаны. О предателях из своих (полицаи, старосты). Жизнь в блокадных городах (Ленинград, Сталинград, Одесса, Севастополь и др.), в прифронтовой полосе.
- Фашистские концлагеря, гетто, тюрьмы, пересыльные лагеря и карантины. Что пережили узники фашизма.
- Как встречали День Победы, вернувшихся с войны воинов. Что они рассказывали о пережитом на войне, о сражениях на фронтах, в партизанских отрядах.
- Жизнь в послевоенные годы. В каких условиях учились, первая специальность и место работы. Продвижение по службе и работе.
- Какие сохранились материалы об участии членов семьи в Великой Отечественной войне и их жизни в послевоенный период (награды, письма, фотографии, воспоминания и т.д.).
Ждём Ваших ответов в библиотеке ПСТ.